Проблема ишемической болезни сердца (ИБС) – одна из наиболее актуальных, социально значимых и приоритетных задач здравоохранения. По данным Европейского общества кардиологов, от ИБС ежегодно умирают около 650 000 человек.
В результате отложения определенных фракций холестерина в стенке артерии, питающей сердце (коронарной артерии), возникает сужение. Это сужение ограничивает приток к сердцу крови – источника кислорода. В результате, особенно при физических нагрузках, когда потребность в кислороде возрастает (а иногда и в покое), сердце начинает «страдать» – появляется ощущение «сдавления», «сжимания» за грудиной.
Рис. 1. Слева – коронарная ангиограмма, выявившая значительное сужение коронарной артерии; в центре – препарат артерии с атеросклеротической бляшкой; справа внизу – препарат артерии с надрывом атеросклеротической бляшки и образованием внутрикоронарного тромба.
До недавнего времени существовало два способа борьбы с этим грозным заболеванием – медикаментозная терапия и операция аорто-коронарного шунтирования.
Однако бурное развитие медицинских технологий и энтузиазм гениальных людей привели к революции в лечении ИБС – в 1977 г. AndreasGrunzig впервые выполнил баллонную ангиопластику коронарной артерии. Суть метода заключалась в том, что в место сужения коронарной артерии подводился и раздувался баллон, как бы вдавливая атеросклеротическую бляшку в стенку артерии, таким образом, увеличивая просвет сосуда.
Рис. 2. Баллонная ангиопластика коронарной артерии
Данный метод, по сравнению с коронарным шунтированием, обходился «меньшей кровью» – без наркоза и без разреза, и, как следствие, гораздо меньшим реабилитационным периодом. Однако у этого метода оставались существенные недостатки – это высокий уровень острых осложнений в виде инфаркта миокарда (от 2 до10%) и высокий уровень повторного сужения в сосуде (рестеноз). Кандидатами на эту процедуру могли быть только единицы из сотен – пациенты с относительно несложными одиночными стенозами.
Рис. 3. Коронарная ангиограмма до баллонной ангиопластики, непосредственно после баллонной ангиопластики и через 6 месяцев после вмешательства, выявившая повторное сужение.
Вторая революция в эндоваскулярном направлении – появление коронарных стентов. Первое стентирование коронарной артерии у человека выполнил J.Puel в марте 1986 г. в Тулузе (Франция). Это позволило врачам добиться намного лучших результатов вмешательства. Стент — это тонкая металлическая трубочка, состоящая из проволочных ячеек, раздуваемая специальным баллоном.
Рис. 4. Пример коронарного стента в сложенном и расправленном состоянии
Стент вводится в пораженный сосуд и, расширяясь, вжимается в стенки сосуда, увеличивая и поддерживая его просвет. Так налаживается кровоснабжение сердца. Стент, расправленный в артерии на месте сужения, служит как бы «каркасом» артерии, не позволяя ей спадаться. Помимо этого, стент прижимает все дефекты, артерии, предотвращая реакцию с клетками крови и возникновение коронарного тромбоза, приводящего к инфаркту миокарда.
Рис. 5. Имплантация коронарного стента в сосуд
С появлением новой технологии риск острых осложнений снизился до 1%. Теперь количество пораженных сосудов и характер поражения не имели столь определяющего значения для врача – спектр показаний к стентированию серьезно расширился. Однако процент рестенозов в стенте оставался значительным – от 10 до 50%.
Без преувеличения, третьей революцией в эндоваскулярном сообществе стало появление в 2002 году стентов с лекарственным покрытием. На тончайший материал стента наносится тончайший слой лекарства, который, равномерно распределяясь в стенке артерии, препятствует разрастанию тканей и появлению рестеноза. Теперь риск рестеноза снизился до 3-5%.
Рис. 6. Имплантированный стент, выделяющий лекарственное вещество
Последние разработки платформ коронарных стентов, полимеров, несущих лекарственное вещество и самих лекарственных вещест позволили коронарному стентированию стать реальной альтернативой операции АКШ. Все больше и больше людей в мире с успехом подвергаются этому методу лечения. Однако, и такие, казалось бы, совершенные, почти космические технологии несут свои отрицательные моменты - например, имплантируемый стент остается в сосуде навсегда и в случае рестеноза через какое-то время, туда необходимо имплантировать второй стент. А что если рестеноз случится в третий, в четвертый раз? Коронарная артерия «не резиновая». Помимо этого металлический стент в артерии – инородное тело, которое может провоцировать хроническое воспаление в стенке сосуда и потенциировать развитие рестеноза. Ко всему прочему, протезированная артерия не способна к физиологически адекватному ответу на различные сигналы организма – сжатию и расширению, ее анатомия и функция изменяются навсегда…
И вот в последние годы можно смело говорить о четвертой революции в эндоваскулярной медицине – в 2011 году появился полностью рассасывающийся стент – биоабсорбируемый скаффолд.
Рис. 7.Биоабсорбируеммый стент AbsorbBVS
Эти стенты изготовлены не из металла, а из органических соединений, например, из молочной кислоты. Тем не менее, они отлично поддерживают стенку сосуда и не дают ей спадаться не хуже «металлических братьев». Помимо этого, они также покрыты лекарственным веществом и полностью абсорбируемым полимером, удерживающим лекарство. Результаты показали, что уже через несколько лет в сосуде ничего не остается – стент полностью разлагается на безопасные воду и углекислый газ, а лекарственное вещество делает свое дело – повторного стеноза не развивается.
Рис. 8.Срезы коронарной артерии свиньи в различные временные промежутки после имплантации стента. Вверху: имплантирован биоабсорбируемый стент AbsorbBVS; полное растворение стента к третьему году с восстановлением функции сосуда и расширением просвета. Внизу: имплантирован металлический стент с лекарственным покрытием.
В результате получается поистине «волшебный» эффект – полностью интактный, здоровый сосуд, который восстанавливает свою функцию к расширению и сжатию, восстанавливает свои физиологические изгибы и полностью проходим. Помимо всего прочего, даже если в этом сосуде все-таки снова нарастет бляшка, его можно стентировать и второй, и третий раз – ведь предыдущие стенты рассосались! Кроме того:
- полностью нивелируется эффект хронического воспаления вокруг инородного тела, потенцирующий рестеноз,
- возможен более короткий режим двойной антиагрегантной терапии,
- возможно проведение неинвазивной альтернативы коронарографии для оценки коронарного русла – МСКТ коронарных артерий, что труднореализуемо в случае металлических стентов.
Таким образом, самые современные медицинские технологии позволяют лечить ишемическую болезнь быстро, безболезненно и бескровно, и при этом максимально физиологично. И эти, по-настоящему технологии будущего, доступны в наше время и в нашем городе – в отделении сосудистой патологии городской клинической больницы №71.
Клиническая больница №71 - Отделение сердечно-сосудистой патологии